Что мешает современному белорусскому искусству?


Анастасия Лукьянова / TUT.BY

Актуально ли сегодня белорусское изобразительное искусство или оно осталось в прошлом веке и какие из сегодняшних произведений отечественных творцов останутся в истории? Журналисты, искусствоведы, философы и художники вместе искали ответы на эти вопросы на круглом столе, который прошел на днях в Центре современных искусств.

Цельной беседы не получилось, каждый в своих рассуждениях делал крен в сторону наболевшего, уходя от комплексного представления ситуации. Художники заявляли об отсутствии искусствоведов и критиков, искусствоведы не соглашались. Художники говорили о необходимости больших выставочных пространств и галерей, коллекционеров, арт-рынка. Галеристы парировали, что большие выставочные пространства пустовали бы, так как местного материала не хватает, а привозить зарубежных художников нет денег.

TUT.BY приводит самые яркие цитаты и тезисы выступающих, пытаясь ответить на вопрос, что может спасти белорусское искусство и надо ли его спасать.

larisa_finkelshtein_crИскусствовед, куратор и критик Лариса Финкельштейн отвечала на вопрос, может ли искусство считаться современным, если оно не откликается на актуальные политические и социальные события в мире. «Я считаю, нет связи между искусством и сегодняшним днем. Искусство живет своим собственным миром, и его актуальность не идентична актуальности жизни. Для меня актуален новый язык искусства, нечто очень авторское».

maxresdefault_crКультуролог и искусствовед Анна Вощинчук поставила под сомнение саму постановку вопроса. По ее мнению, художники в современном белорусском искусстве заняли позицию оправдывания перед зрителем. Современный же зритель очень требователен и очень необразован или, наоборот, очень образован, считает Вощинчук. «Не знаю, стоит ли пытаться угодить им. Искусство – это всегда рефлексия. Автор имеет полное право не оправдываться перед современной ситуацией, а, имея хорошее образование и талант, делать то, что считает нужным». Она также высказала позицию, что художник своим творчеством обязан задавать планку зрителю, чтобы ему захотелось подняться до этого уровня, понять, осознать, поплакать, обогатиться.

olga_shparaga_crВедущая дискуссии Татьяна Маркина процитировала философа Ольгу Шпарагу: «Чтобы белорусское искусство стало актуальным, художник должен по-новому взглянуть на условия его возникновения. Эти условия не могут быть сведены к тем экономическим или идеологическим ограничениям, на которые художник привык ссылаться». Она считает, что предметом художественного анализа должна стать повседневная жизнь, о которой в Беларуси мало знают, потому что все еще заняты либо глобальными проблемами, либо своими внутренними мирами.

08_mikhail_gulin_masterskaya_pashkovich_crХудожник Михаил Гулин убежден: чтобы выставки стали современными, надо изменить сам подход к ним. По его мнению, в Беларуси они скорее похожи на отчет художника. Самыми главными для себя он отметил проблемы интенсивности художественного процесса и площадок. «Если бы было две-три концептуальных галереи, у зрителя был бы выбор. Автор мог бы нравиться или не нравиться, он был бы одним из многих. Любой художник имеет право пойти направо или налево», — заключил он, подчеркивая свободу автора.

grinevich1_crХудожник Сергей Гриневич обратил внимание на национальную сторону белорусского искусства. По его мнению, оно разделилось на две ветви: экспортное искусство и внутреннюю эмиграцию. «Мы интересы миру только как белорусские художники, что включает в себя и политику». Он очертил задачи современного искусства, которое нащупывает, где оно заканчивается, использует невизуальные формы и традиционные инструменты. Его высказывание парировали вопросом, почему национальный контекст должен быть интересен вовне, если он часто не понятен. А художник-нонконформист Виталий Чернобрисов прокомментировал: «Мы все мечтаем о национальном искусстве, но оно формируется тысячелетиями, а рушится годами. У нас оно разрушено».

Он вспомнил свой приезд в Петербург, когда на белорусскую выставку, несмотря на разнообразие направлений в Питере, местные художники смотрели с большим интересом. «А мы сидим с комплексом вторичности и неполноценности. В нас никто не вкладывает денег, чтоб мы сохранили свое лицо. Если сделать нормальную белорусскую выставку, она будет достойной», — убежден он.

evgeniy_ksenevich_crКоллекционер и меценат Евгений Ксеневич отметил, что, каким бы современным и актуальным ни было искусство в Беларуси, формы его показа по-прежнему традиционные: «Лучше провести четыре выставки в году, но настоящие и хорошие. Сегодня в Минске открывается по две выставки в день». Он перечислил проблемы искусства в Беларуси: у нас отсутствует арт-критика, площадки, частно-государственное партнерство. «В России 90% проектов делают частники. И сюда это тоже придет со временем».

2012_01_17_kogda_vse_tut_03_crСкульптор Максим Петруль посчитал, что грамотная критика запустит художественный процесс. «Пока же, — отметил он, — критика у нас на школьном уровне: хорошая картина или плохая, умеет рисовать художник или нет». Критик и искусствовед Николай Пограновский парировал, что искусствоведы не мешают художникам жить и творить, поэтому в оценке современности и актуальности искусства они ни при чем.

olga_arkhipova_sam_7934Искусствовед Ольга Архипова сказала, что для нее не существует проблемы актуального и современного искусства: «Я просто хочу узнавать как можно больше индивидуальностей, которые живут сейчас в Беларуси». Она отметила скорее проблему популяризации современного искусства, чтобы об индивидуальностях узнавало большей людей. «Мы уже не раз проходили по тому пути, когда начинаем говорить художникам, что они должны делать. В социалистическом реализме тоже рекомендовали обратить внимание на повседневность. ХХ век уже заговорил о личности в искусстве, ведь именно это нам и интересно. И чем больше этих личностей, тем лучше». По ее мнению, задача искусствоведов — объяснить зрителю путь, по которому идет автор. Она убеждена, что каждый находит своего зрителя. Одним из основных критериев современного искусства она назвала искренность: «Художник делает то, что ему лично важно». Евгений Ксеневич согласился с ней, что дело не в технологиях, а в личности художника.

bushchik_6.01.2010_img_7106_crХудожник Николай Бущик попытался вернуть дискуссию в русло конкретики: «Хорошо бы поговорить о том, куда двигаться современному искусству, если бы Минск не был городом строителей, если бы в Минске жило не 98% крестьян, а другой народ, выросший в городской среде, если бы это было место с бурлящей жизнью. Здесь нормальный местечковый социализм, в котором все продолжается, как было. Художники есть, но они сидят по домам. И судя по ценам в магазинах, скоро никого не останется. Совершенно непонятно, о каком современном искусстве идет речь».

denis_barsukov_crЗаместитель руководителя по творческой работе Центра современных искусств, художник Денис Барсуков отметил, что общество и государство с его технологическим развитием и финансовыми возможностями не готово к современному искусству в тех масштабах, которые мы видим в крупнейших западных столицах. «Мы не можем создать современный центр с гигантскими площадями, потому что там нечего будет выставлять. Наши художники в силу финансовых возможностей не могут заполнить большие залы, и у нас нет возможности привозить звездные иностранные выставки. Поэтому мы будем работать с теми материалами, которые доступны технологически, и получать от этого удовольствие».

 

TUT.BY

Нет комментариев..

Оставить комментарий